Сегодня я хотел бы рассказать о легендарном скоростном экспрессе Советского Союза.
Во времена, когда мне было 13 лет я учился и работал на Малой Октябрьской железной дороге. Как почти каждый юный я мечтал стать машинистом. А водить поезда хотелось не просто, а самый лучший самый быстрый, как любой мальчишка – юный. Таким поездом для меня был первый и скоростной поезд Советского союза ЭР-200. Это поезд манил меня, и я мечтал управлять этим поездом. В мои годы на детской железной дороге занятия проходили в управлении на Лиговском 44, и я частенько, как и многие другие юные ходили на Московский вокзал, чтобы полюбоваться на поезда и локомотивы. Особенно было интересно прийти в пятницу к 17 часов на Московский вокзал на 4 левую платформу (5 путь) где в 17-20 под мелодию гимна Ленинграда (Рейнгольд Глиэр) Прибывал поезд 158 Москва-Ленинград ЭР-200. Иногда мне удавалась напросится прокатится в кабине ЭР-200 до депо это было совсем рядом, но сам факт, что ты едешь в кабине ЭР-200 было классно.
Сегодня скоростными поездами некого не удивишь, Сапсаны, Ласточки летают между Питером и Москвой, Нижний Новгород. А тогда скоростной поезд ЭР-200 ходил 1 раз в неделю в четверг в 12-15 отправлялся из Ленинграда, а в 17-20 Пятницы прибывал обратно. Работали в скоростном поезде лучше поездные и локомотивное бригады. Данный поезд готовили к поездке в течении недели… Когда мы отмечали 150-летие железных дорог, на ЭР-200 в Ленинград приехал на торжественные мероприятия министр путей сообщений Конарев. И мы, юные железнодорожники, тогда встречали его на Московском вокзале. Потом мы были на торжественном концерте в Большом Концертном зале «Октябрьский» Там мы познакомились с девочками проводницами с Балтики когда-то такой поезд ходил в Ригу. Эх были времена вспоминая ЭРочку как мы ласково называли ЭР-200, на меня нахлынули воспоминания о тех далеких, но славных деньках в конце 20 века. Во времена Союза ССР и города героя Ленинграда.
3 мая 1990 года у меня было событие, я смог проехаться на ЭР-200 в кабине поезда на участке Окуловка – Березайка где поезд следовал со скоростью 200 км/ч. Это был один из самых счастливых дней для меня в жизни, даже сейчас по прошествии 25 лет я помню о об этом.
Все началось с того, что мы в составе трех юных железнодорожников друзей с фотоаппаратом Смена8м у меня отправились гулять по депо ТЧ8. Да сейчас трудно представить, прогулки по депо детей, а тогда нам было по 14-15 и мы в форме юных железнодорожников спокойно ходили вдоль путей пропуская поезда и переходя пути по служебным проходам. Был конец апреля жарко, и мы зашли в административного здания депо в поисках столовой или бесплатного автомата газировки (да, да такие были в депо и производственных цехах в Советские времена). Поднявшись на второй этаж, мы обнаружили открытую дверь, которая вела в приемную начальника депо. В Самой приемной не было некого, зато дверь у начальника Игоря Гончарука в кабинете была открыта. В открытую дверь нас увидел начальник депо и позвал к себе. Мы зашли, все как то скованно реагировали не знали что сказать, он поинтересовался, что мы делаем тут и откуда. Мы представились. Он расспросил нас про работу на ДЖД мы, а точнее в основном я рассказал, что интересуюсь ЭР-200. И очень хотел бы прокатится в кабине ЭР-200 на скоростном движении. На, что он сказал ну покупай билет и приходи. Прошло время, и я уговорил маму поехать на ЭР-200 в Москву это было 3 мая 1990 года. Мне было почти 15 лет. Мама купила мне и себе билет на 157 поезд, и я пришел с этим билетом к начальнику депо Игорю Гончаруку и показал билет. Начальник депо сдержал свое обещание, и как я сейчас помню взял со стола бумажку для записей помню были такие в советские времена в подставочке из картона и написал на ней: «Разрешение» подчеркнул 2 раза и затем «Разрешаю юному железнодорожнику Воробьеву Валерию проезд в кабине ЭР-200 на участке Ленинград –Москва. Поезд №157 3 мая 1990года. И поставил свою Подпись. Не было не какой печати, только подпись. Я счастливый отправился домой показать маме, что у меня была заветное разрешение, о котором наверно, тогда мечтал бы каждый юный железнодорожник. И вот 3 мая 1990 года я показал заветную бумажку машинисту инструктору ЭР-200, он сказал, что пригласит меня в кабину, когда будет поезд будет ехать 200 км/ч.
Действительно меня пригласили на участок где ЭР-200 шел со скоростью 200 км/ч это было незабываемое до сих пор моя поездка. Из кабины открывался потрясающий вид на пролетавшие мимо поля леса станции. ЭРочка посвистывала на переездах платформах и летела дальше по зеленой волне , не умолкала рация из которой диспетчера и дежурные по станции докладывали машинисту о готовности и свободном пути, а эрка пролетала эти станции.. 200 км/ч это был классно. Главный экспресс страны летел в столицу город герой Москва , и все ему рапортовали словно машинист был президентом.
Эти пару часов, которые я был в кабине ЭР200 пролетели для меня в миг.. , но они запомнились мне на всю жизнь.
Сегодня некого не удивишь скоростными поездами, а тогда это было очень захватывающе.
Далее я публикую информацию из открытых источников интернет о электропоеде ЭР-200
1 марта 1984 состоялся первый регулярный рейс поезд №157/158 Ленинград — Москва время в пути 4 часа 39 минут.
Электропоезд ЭР-200 постоянного тока напряжением 3000 В с конструкционной скоростью 200 км/ч предназначен для эксплуатации на линии Ленинград — Москва. Это первый отечественный скоростной электропоезд.
В 1967 году было утверждено техническое задание на электропоезд. Впервые в отечественном электровагоностроении была поставлена задача применение совершенно новых технических решений: тележек с пневматическим центральным подвешиванием, дисковым и магниторельсовым тормозами, облегченного кузова из алюминиевых сплавов с обтекаемой формой головной части, современного тиристорного регулирования тяговых двигателей в режимах тяги и реостатного торможения с электронной противобоксовочной и противоюзной защитой, оригинального двухступенчатого автоматически регулируемого токоприемника. Предусматривалось применение на электропоезде многозначной автоматической локомотивной сигнализации, автомашиниста, кондиционирования воздуха, информационной системы в пассажирских салонах, бара-буфета.
Головной разработчик электропоезда – Рижский филиал ВНИИ вагоностроения (РФ ВНИИВ), изготовитель электропоезда – Рижский вагоностроительный завод (РВЗ). В разработке и создании электропоезда принимали участие более 50 научно-исследовательских институтов, проектных организаций и заводов.
Опытный 14-вагонный электропоезд ЭР200-1 изготовлен в декабре 1973 года. В 1988 году изготовлены два дополнительных головных вагонов ЭР200-1. В 1991-94 годах изготовлен 12-вагонный электропоезд ЭР200-2. Таким образом, в общей сложности были изготовлены 28 вагонов ЭР200, в т.ч. 6 головных.
Обозначение серии «ЭР200» расшифровывается как «Электропоезд Рижский скорость 200 км/ч».
Подробно о электропоезде можно найти в википедии https://ru.wikipedia.org/wiki/%DD%D0200