Валерий Воробьев

Часть 1


Осень-2024: Стамбул — Врата Востока и Белградская глава

Путешествие наше началось в туманном утре 25 сентября. Санкт-Петербург, проводив нас моросящим дождем, остался за окном ночного поезда. Москва встретила суетой и краткой встречей со спутницей, что составила мне компанию в этом долгом пути. И уже из залитого солнцем «Домодедово» мы улетели в точку старта всех наших маршрутов — в вечный и шумный Стамбул.

Новый аэропорт IST — это настоящий Вавилон наших дней, хаб, вращающийся вокруг оси межконтинентальных перелетов. Он и стал нашей первой переправой, вратами между мирами.

Маршрут первого захода: Москва (DME) → Стамбул (IST).

Стамбул: Дыхание Константинополя

В тот первый раз Стамбул отпустил нам всего пару ночей — словно на пробу, лишь чтобы обжечь душу обещанием чего-то большего. Мы спешили вдохнуть его целиком, сжигая мгновения.

  • Ночь и рынок: Улицы, пропитанные ароматами кофе и специй, вели нас к Гранд-базару, где в вечерней полутьме золото и ковры теряли свои краски, но не таинственность.
  • Эхо «Восточного экспресса»: На вокзале Сиркеджи, овеянном романтикой легендарного «Orient-Express», время будто застыло. Здесь не слышно гудков ушедших поездов, но их тени еще скользят под сводами.
  • Улица Истикляль и трамвай: По знаменитой Истикляль катился старинный, ярко-красный трамвайчик, словно сошедший с открытки начала века. Шумная, пестрая толпа поглощала нас, а затем отпускала на тихие площади, хранящие память о Византии — том самом Константинополе.
  • Босфор: Прогулка на теплоходе по Босфору — это ритуал. Вода, разделяющая Европу и Азию, холодила лицо ветром. Дворцы и мечети, проплывавшие мимо, казались декорацией к вечной пьесе.
  • Вкусы и запахи: Мы пили густой турецкий кофе из крошечных чашечек и пробовали сладости, от которых щемило сердце. Утренний завтрак в отеле — «шведский стол» с восточным колоритом — был началом каждого нового дня.

📸 [Фотогалерея: Дорога в Стамбул — от питерского вокзала до базаров Стамбула] ( Будет позже)


Белград: Суровое обаяние Балкан

Из восточной сказки Стамбула самолет AirSerbia за пару часов перенес нас в суровую и дружелюбную Сербию, в Белград.

Два полных дня в этом городе — это контраст бурлящего центра и меланхоличных окраин. Мы гуляли по крепости Калемегдан, впитывая соленый ветер с Савы и Дуная. Затерялись в богемном квартале Скадарлия с его брусчаткой, шумными ресторанами и запахом жареного мяса.

Особой грустью отозвалась встреча со старым железнодорожным вокзалом. Он стоял закрытый и безмолвный, похожий на забытый корабль. В 2017-м я прибывал сюда из Будапешта, и он был полон жизни. Теперь же его судьба, увы, напомнила мне учать нашего Варшавского вокзала в Петербурге — быть может, и его ждет музейное перерождение.

Жили мы в центре, и большую часть пути преодолевали пешком. Цены радовали, позволяя бездумно пробовать все в уличных кафе. Любопытной деталью стало «Яндекс Такси» — кусочек дома в чужой стране. Правда, оплата только наличными заставила нас вернутьcя к забытому ритуалу ношения кэша.

Перед отъездом в горы зашли в местный «Старбакс» — островок глобализации, столь непохожий на все, что нас здесь окружало.


Мокра-Гора: Путешествие в сердце «Шарганской Восьмерки»

Покинув Белград, мы отправились в самое сердце сербских гор — в село Мокра-Гора. Нас манила легендарная узкоколейка «Шарганская Осмица» («Šarganska osmica»).

Путь наш лежал на поезде, похожем на нашу «Ласточку», до станции Бранешци. Дальше — горы, куда обычные поезда не ходят. Нас любезно (за скромную плату) подбросил до места один из сотрудников станции на своем автомобиле. Сорок минут по горным серпантинам — и мы в Мокрой Горе.

История этой дороги — это поэма из стали и упорства. Строительство началось в 1916 году для связи Сербии и Боснии. Ширина колеи — всего 75 см. Дорога, петляющая словно цифра 8, была чудом инженерной мысли, преодолевая ущелья и обрывы. Она работала с 1925 по 1974 год, а затем, усилиями энтузиастов, возродилась как туристический аттракцион.

Мы прибыли под вечер, когда поезда уже замерли в депо. Но у нас были забронированы апартаменты прямо напротив станции. Вид с балкона на утренние горы, окутанные туманом, был поистине шикарным. Выпить утренний кофе, стоя на этом балконе, глядя на застывшие вагоны, — бесценно.

Вечер мы провели в вокзальном ресторане, сохранившем дух старой железной дороги. Хозяйка апартаментов, как знак гостеприимства, принесла нам графин ракии — терпкой, пахнущей горными травами.

Узкоколейка знаменита не только этим. На одной из станций Эмир Кустурица построил свою знаменитую «Дрвенград» (Кюстендорф) для съемок фильма «Жизнь как чудо».

Утро началось с волнения: на вокзале — толпа, а в кассе сообщили, что билетов нет! Оказалось, часто целые вагоны выкупают для школьных экскурсий. Но нам повезло: предложили «стоячие» места за полцены. Какой же это был подарок! Весь маршрут мы провели на открытой площадке вагона, впитывая виды и делая кадры. Старый тепловоз с трудом тащил наш состав по крутым склонам, пронзая 22 тоннеля и переезжая по 5 мостам.

📹 [Видео: Виды с открытого тамбура «Шарганской Восьмерки»] ( Будет позже)

На конечной станции мы увидели депо, где эти трудяги-локомотивы проходят свой уход, и снова зашли в вокзальный ресторан — уже на другом конце света. Обратный путь был не менее ярок, с остановками на специальных смотровых площадках.

Вернувшись, мы прошли через пешеходный туннель-музей, где у выхода нас ждала «Волга» на рельсах — причудливый памятник. Там же местный житель торговал сувенирами. Купив магнитиков и пообщавшись, мы договорились, что его друг отвезет нас уже на другую станцию — в город Ужице.


Ужице и Ночной поезд в Бар

Вечер в Ужице показал нам другую Сербию — провинциальную, тихую, очень напоминающую наши небольшие советские города, но с неизменным балканским колоритом. Мы поужинали в местном ресторанчике и отправились на вокзал ждать знаменитый ночной поезд «Ловчен» до Бара (Черногория).

Поезд, как водится, опоздал на час. Это ожидание подарило мне еще один кадр жизни: грузовой электровоз, пригнанный в резерв, и сменяющаяся бригада машинистов, которая, спустившись на перрон, тут же, не сговариваясь, распила с коллегами бутылочку пива. Жизнь идет своим чередом.

Наконец, скрежет и гул возвестили о прибытии нашего состава. Мы вошли в вагон, и поезд медленно тронулся, увозя нас в ночь, в сторону Черногории. Новые горизонты ждали впереди.


Путешествие продолжается. В следующей части: Черногория — адриатический бриз и старые города, и дорога в Грузию.

Города и страны этого этапа:

  • Турция: Стамбул
  • Сербия: Белград, Мокра-Гора, Ужице
  • Черногория: Бар, Тиват

Sponsors

  • Яндекс.Метрика